Что делать, если потерял аттестат

Утраченный аттестат о школьном образовании в Казахстане может стать причиной некоторых проблем с дальнейшим получением профессионального образования. Речь идет о необходимом пакете документов, необходимом для зачисления в список абитуриентов. При отсутствии школьного аттестата претендент на обучение в колледже, ВУЗе или техникуме не будет допущен к сдаче вступительных экзаменов.

Аналогичная ситуация складывается при смене паспортных данных – если даже аттестат имеется в наличии, необходимо заменить его на дубликат с новыми фамилией, именем, отчеством или датой рождения.

Официальная процедура восстановления или получения дубликатов школьных документов в Республике Казахстан предусматривает две формы – при личном обращении или в онлайн режиме.

Для большинства жителей страны привычнее первый вариант, особенно – для людей старшего поколения. Для решения проблемы утраченного аттестата придется обратиться в учебное заведение, где был выдан оригинал документа. Это проще сделать тем, кто недавно закончил школу. Те, кто получал бланк аттестата до распада Советского Союза, могут уже не обнаружить своей школы. После реорганизаций и образовательных реформ некоторые из учреждений прекратили свое существование. Другие были переименованы в лицеи, сменили не только название, но и номер и даже место расположения.

Итак, что же делать, если потерян аттестат о об общем или об основном среднем образовании? Для начала следует убедиться, что школа или лицей находятся по прежнему адресу. В случае их отсутствия необходимо обратиться в районное Управление по образованию, откуда будет выдано направление в архив образовательного ведомства. Там требуется подать заявление о восстановлении данных владельца утраченного аттестата.

Если школа продолжает функционировать – необходимо обратиться к дирекции с заявлением о желании восстановить потерянный документ или получить его дубликат. В заявлении указывается имя, отчество и фамилия, актуальные на момент вручения документа. При себе необходимо иметь паспорт или иной документ, подтверждающий личность бывшего выпускника данного учебного заведения. В качестве подтверждающих документов могут послужить оригиналы учебных табелей с отметками за разные периоды обучения.

Здесь следует помнить, что оттягивать время обращения и подачи заявления не стоит – сроки рассмотрения просьбы и ответных действий со стороны дирекции законодательно не регламентируются. Поэтому средний период ожидания нового бланка или дубликата может затянуться на срок от 1 до 6 месяцев.

В отдельных случаях, при невозможности личной подачи заявления, эту миссию можно доверить ответственному лицу из числа родственников, знакомых. Но еще надежнее, если процедурой займется опытный юрист по гражданским делам со знанием законодательства Казахстана. Так процесс ускорится, и обладатель утраченного бланка будет иметь больше шансов на положительный и скорый исход. Для этого нужно оформить доверенность на имя получателя услуги и заверить его в нотариальном порядке. Если процессом занимается юрист – этой задачей он займется лично без участия гражданина.

 О готовности нового документа образовательное учреждение сообщает его владельцу письменным уведомлением. Для получения необходимо будет явиться по адресу нахождения лицея или школы, расписаться в получении бланка в отчете регистрации исходящей документации.

В обстоятельствах, когда школа реорганизована, обращаться следует к ее правопреемнику – такому же учреждению либо руководству заведения другого образовательного формата и статуса.

Второй вариант получения дубликата для утерявших свой аттестат о среднем общем или основном образовании в школе предложен на государственном уровне. Этим вопросом поручено заниматься Некоммерческому акционерному обществу «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Действия этого органа регламентируются Приказом номер 179 Министра образования и науки РК от 2015 года. На основании этого приказа сформулирован единый стандарт, приемлемый для государственной услуги населению по выдаче дубликатов всех видов документации об основном или общем среднем образовании в Казахстане.

На официальном портале НАО ГК «Правительство для граждан» в разделе образования можно подать заявку на восстановление документа. Это займет всего несколько минут, необходимых для указания данных получателя услуги. Полный срок ожидания готового дубликата может составлять 30 суток с момента обращения.

Начиная с 2014 года в Республике Казахстан была упрощена процедура восстановления образовательных документов. С данного времени отпала необходимость в публикациях объявления о потере документа, получении выписок о регистрации обращений с заявлением об отклонении уголовного расследования из правоохранительных органов. Был упрощен список документов, нужных для восстановления бланка школьного аттестата.

Как следствие – эта процедура была введена в реестр государственных услуг Центров обслуживания населения (ЦОН). Воспользоваться помощью таких центром можно в любом населенном пункте Казахстана. Причем право на восстановление аттестата через ЦОН получили не только граждане РК, но и лица без казахского гражданства, имеющими казахскую национальность, а также те, кто, не имея гражданства, постоянно проживает на территории Республики Казахстан. При обращении в Центр обслуживания населения понадобится только гражданский или заграничный паспорт, а также выписка из Стола находок об отсутствии факта обнаружения документа.

Максимальный срок ожидания дубликата школьных аттестатов составляет 10 рабочих дней. Получить готовый документ можно будет в том же центре, где было принято заявление от обратившегося лица.

В соответствии с законами РК, аттестат не является коммерческим документом, поэтому его восстановление проводится абсолютно бесплатно, независимо от выбранного метода получения дубликата – в школе, через сайт НАО ГК «Правительство для граждан» или посредством услуг ЦОН.